Древняя ДНК предполагает, что собаки отделились от волков 40000 лет назад

Лучший друг человека может быть очень старым другом. Анализ кости недавно выявленных древних видов волков показывает, что собаки могли отделиться от волков еще 40000 лет назад - с одомашниванием или без него одновременно.

Точно, когда собаки начали быть одомашнены и отделены от волков, вопрос некоторого противоречия. Археологические данные, анализирующие формы черепов тростников, найденных вблизи ранних человеческих лагерей, позволяют предположить, что это могло произойти еще 35 000 лет назад. Анализ ДНК, сосредоточенный на различиях между геномами живой собаки и волка, казалось, предполагал, что они, должно быть, раскололись намного позже - между 11 000 и 16 000 лет назад.

Теперь Любовь Дален из шведского Музея естественной истории в Стокгольме и его коллеги определили геном волка, который жил 35 000 лет назад в Таймыре, на севере России, согласно данным датирования углерода. Это позволило им перекалибровать молекулярные часы - скорость, с которой накапливаются генетические различия - и лучше реконструировать эволюционное дерево собаки-волка.

Они обнаружили, что собаки и волки, должно быть, разделились на две отдельные линии от 27 000 до 40 000 лет назад, приведя ДНК и археологические находки в соответствие друг с другом.

Они также обнаружили, что некоторые породы собак северной широты, отколовшиеся от волков, затем скрестились с ныне вымершим таймырским волком, который мог бы помочь им приспособиться к сложной северной среде. К таким породам относятся хаски, гренландские ездовые собаки и, в меньшей степени, китайский шарпей и финский шпиц.

Но, хотя результаты свидетельствуют о раннем отрыве собак от волков, они не говорят нам, когда началась одомашнивание собак. «Настоящее исследование не исключает возможности очень раннего свидания, но не исключает возможности и более позднего свидания», - говорит Лоран Франц из Оксфордского университета.

Возможно, люди не одомашнили собак после того, как существа откололись от волков: альтернативная возможность состоит в том, что произошел ранний раскол между двумя типами волков, и что собаки появились намного позже на одной из этих линий. «Мы еще не знаем, означает ли это раннее расхождение между двумя популяциями волков или между волками и собаками», - говорит Франц.

Дален говорит, что комбинация геномной и морфологической работы над древними образцами волков или собак необходима прежде, чем у нас будет окончательная дата времени одомашнивания.

Митье Жермонпре из Королевского бельгийского института естественных наук в Брюсселе был одним из исследователей, которые выполнили работу в форме черепа, которая предполагала раннюю дату одомашнивания. Она взволнована новыми результатами и говорит, что уже изучает намного больше образцов, которые должны помочь прояснить вопрос.

«Мне интересно, что ранние современные люди, возможно, были настолько изобретательны, что начали использовать собак уже в разгар последнего Ледникового периода», - говорит Дален.