Способность к обучению у собаки не меньше, чем у человека

Собаки, осваивая новые трюки, не только в точности повторяют увиденное, но и истолковывают эти движения, доказывая при этом то, что верный спутник человека наделен человеческим умением понимать цели и пожелания окружающих.

В ходе исследования выдрессированная сука породы бордер-колли показала собакам, которые не были специально обучены, как двигать рычаг для еды при помощи собственной лапы. В случае, если бы бордер-колли проделала этот трюк с игрушкой-шариком в зубах, остальные присутствующие псы подвинули бы рычаг при помощи своих ртов, когда подошло бы их время участия в эксперименте. По мнению исследователей, видимо собаки решили, что сука тронула рычаг лапой, так как во рту держала шарик.

Фридрике Рейндж из австрийского института, находящегося в Вене, со своими коллегами пытались научить колли постоянно двигать рычаг при помощи лапы. При этом они также приучили ее манипулировать этим рычагом с игрушкой-шариком в зубах.

40 других псов, которые ранее никогда не имели дело с рычагом для еды, внимательно смотрели на то, как специально выдрессированный колли десять раз двинул его, чтоб получить печенье. Двадцать из них наблюдали за тем, как колли совершает трюк, не держа ничего в зубах. Практически все из них тянули рычаг за еду с помощью собственных лап, когда приходила их очередь участвовать в исследовании.

Лапы для лучшего результата

В сравнении с теми животными, почти все собаки, присутствовавшие при трюке колли, держа в зубах мячик, тянут рычаг при помощи рта, а не лап.

Фридрике Рейндж и его коллеги были очень удивлены, когда увидели так называемую выборочную имитацию у животных, которые действовали в зависимости от того, держал ли бордер-колли в зубах мячик. Рейндж утверждает, что собаки не просто автоматически повторяли увиденное. Она уверена, что это был первый случай, в котором животные, а не люди, совершали такую выборочную имитацию.

В следующем эксперименте принимали участие приблизительно двадцать четыре породы, в том числе лабрадоры и разные пастушьи псы, возрастом от года и до двенадцати лет. Именно поэтому Рейндж сделала вывод, что большая часть животных, участвовавших в эксперименте, придерживается выборочной имитации во время учебного процесса.

Мыслить из коробки

Фридрике Рейндж заметила, что некоторые исследования с участием шимпанзе выявили наличие связанной, а не идентичной разновидности сложной имитации. К примеру, в одном из экспериментов обезьяны внимательно смотрели на то, как человек два раза засунул палку в прозрачную коробку с пищей. После одного, нерезультативного удара сверху, следовал эффективный удар палкой сбоку. Обезьяны не стали повторять первый удар, который не принес никакой пользы, когда получили возможность участия в эксперименте.

Несмотря на то, что Рейндж уверена в том, что изощренная имитация помогает животным в обучении, многие исследователи остаются при мнении, что слепое копирование без раздумий способно дать видам, и даже людям, превосходство при условии правильного применения.

Сам по себе напрашивается вывод о том, что животные (собаки и обезьяны) наделены немалым интеллектом и имеют способности к обучению не меньше, чем у человека. При этом они могут использовать выборочную имитацию, а не просто вслепую копировать трюки и движения. Это еще раз убеждает нас в том, что животный мир многогранный и необыкновенный, и при этом еще недостаточно изучен. Какие еще тайны хранит вселенная, и сколько открытий предстоит сделать ученым? Ведь не только люди способны к мышлению, но и многие животные ничуть не уступают человеку.